Автомобили ЗАЗ

 

     Про автомобили Запорожского автозавода ходит много анекдотов. За ними закрепилась слава устаревших, ненадежных, некомфортных и т.д. Словом, считают, что название "автомобиль" им дали по ошибке.

Я считаю, что это не совсем так. Первые мои два автомобиля были как раз "Запорожцы": ЗАЗ-966 1972 года выпуска с двигателем 30 л.с. и ЗАЗ-968М 1991 года выпуска с двигателем 40 л.с. Отъездил я на них в общей сложности 8 лет. Так что о предмете разговора знаю не понаслышке.

ЗАЗ-966 я купил, когда ему было уже 20 лет. Машина была на ходу, имела крепкий кузов (через 4 года я продал его без единой дырки и следов сварки), почти беспроблемную ходовую, за исключением четырех разномастных и лысых покрышек, и весьма проблемный двигатель. Машину пришлось обслуживать и ремонтировать целиком самому. Причин несколько: и с деньгами в те времена было напряженно, и мало где брались ЗАЗы ремонтировать, а качественно это еще меньше, где делали, и главное, это было просто ново и интересно.

ЗАЗ-966в Это фото не моей машины (таких просто нет), но примерно так и выглядел мой первый автомобильПриведя в первичный порядок машину (тотальный антикор, замена тормозных колодок, масла, тормозной жидкости, фар, устранение глюков электрики и разных мелочей в салоне) я проездил на машине все лето, попутно по выходным осваивая устройство и ремонт очередных узлов. А осенью решился на кап. ремонт движка, который т.ж. делал сам (разумеется кроме расточки). В результате за год я вспомнил и закрепил на практике институтский курс взаимозаменяемости и технических измерений, вспомнил машиностроительное черчение, теорию машин и механизмов и др. непрофильные предметы, связанные с механикой и машиностроением, которые с момента окончания вуза ни разу до того момента не пригодились. Научился выставлять зажигание и регулировать карбюратор. Дооснастил машину сигнализацией, электронным зажиганием, подрулевым переключателем поворотов, тахометром, часами, обогревом заднего стекла, замкнутой системой вентиляции картера и не помню еще чем. Еще через год я решился на полную покраску кузова и на зиму поставил шипованную резину. Сейчас, имея опыт обслуживания еще двух своих машин и приличного числа машин друзей, я понимаю, что много чего делал лишнего, многие узлы менялись еще далеко до выработки своего ресурса. Но ... опыт приходит с опытом.

Зато после всех месяцев, проведенных в гараже, я отъездил на ней два года. Ездил на работу, на дачу, на рыбалку, за грибами. Машина уверенно заводилась зимой при морозе до -20 градусов. Машина ни разу не была притащена домой на буксире. Правда, за это приходилось платить систематическими работами по замене, настройке и т.д. Пришлось еще раз лезть в двигатель. Хотя это больше было исправлением моих ошибок при первом ремонте - не проверил зазор в подшипниках распредвала. Пришлось еще раз все разбирать, растачивать, изготавливать и ставить втулки. Это позволило наконец-то решить проблему низкого давления масла в режиме холостого хода.

Большинство неприятностей было обусловлено конструктивными недостатками двигателя МеМЗ-966, в народе называемого "тридцаткой", и его коробки передач. Двигатель очень склонен к перегреву на скоростях больше 80 км/ч, имеет малые запасы прочности и ресурса. В коробке передач первая передача не имеет синхронизаторов. Полуоси имеют малый запас прочности.

Как раз малый запас прочности двигателя и положил конец нашей совместной жизни. В один не очень прекрасный день коленвал раскололся на две части. Заметил это сразу по дикому грохоту. Но даже в таком состоянии машина еще могла ездить и честно проползла километр до приемлемого места стоянки.

Опыт эксплуатации первой машины позволил прийти к выводу, который определил, что будет моей второй машиной: "Максимально новая машина за имеющиеся деньги". Исходя из этого второй машиной т.ж. стал "Запорожец" ЗАЗ-968М, но уже в возрасте 3-х лет.

ЗАЗ-968М За рулем - авторВ него т.ж. сразу было достаточно прилично вложено (сигнализация, регулировка, ревизия ходовой, замена рулевого механизма, замена глушителя, установка электронного зажигания и тахометра, электронного реле-регулятора с возможностью сезонной регулировки напряжения, новая зимняя резина, щетки, галогеновые фары, регулятор производительности отопителя), но зато потом я на машине ездил. Круглогодично и ежедневно. В любую жару и почти в любой мороз (рекорд заводки без использования дополнительных средств, таких как "быстрый пуск", подогрев двигателя или впускного коллектора, добавление бензина в масла, прогрев свечей и т.д., -27 °, правда, от свежезаряженного теплого аккумулятора, но при -20° машина заводилась гарантированно от любого). И два раза в год проводил осмотр и ремонт/замену износившегося, а раз в два года подновлял антикор. Причем в основном ремонт шел по принципу замены узлов в сборе. Такой подход вполне себя оправдал, резко сократив трудозатраты на ремонт и на повторное вмешательство в свежеотремотированный узел в связи с отказом не замененной при прошлом ремонте детали.

По сравнению с 966-ым главный плюс 968-ого - двигатель МеМЗ-968 мощностью 40 л.с. С ним машина стала существенно резвее, в городском потоке уже не было ощущения "тормоза" (в разгоне до 40 км/ч "Запорожец" может легко спорить с "Жигулями" и выигрывать). Двигатель имеет достаточные запасы по прочности и ресурсу (по паспорту 120 тыс. км, для сравнения у ВАЗ-2106 - 125 тыс. км), абсолютно не склонен к перегреву, позволяет летом на трассе длительное время держать скорость 100 км/ч.

Наверное, я бы на нем проездил еще пару лет, но на загородной дороге помял силовые элементы, связанные с подвеской, загнал на кузовные работы, и при сварке его сожгли. Конечно, мастера машину восстановили, но дальше было ясно, что автомобиль надо срочно менять. Что и было сделано. Новой "лошадью" стала легендарная "шестерка" - ВАЗ-2106.

Теперь подведем итоги. Плюсы и минусы ЗАЗов.

Плюсы:

1. Машина очень проста по устройству и чрезвычайно ремонтопригодна. Большинство операций может выполнять человек средней квалификации с минимумом инструментов. Специальные приспособления нужны для считанных действий, в большинстве случаев можно обойтись универсальным инструментом. Многие неисправности легко устранить в полевых условиях, хотя бы по временной схеме. Из критичных запчастей, которые есть смысл возить, если едешь на дальние расстояния, - ось заднего колеса с карданом. Ну еще, может быть, полуось, хотя они на 968М ломаются крайне редко. Все остальное, прежде чем окончательно выйти из строя, будет долго жаловаться на свои беды.

2. Автономный обогреватель. При сильном морозе можно выйти, запустить печку, закрыть машину и уйти пить чай. Через 15 минут в салоне будет +20. Заводить и греть двигатель, сидя в тепле, много приятнее. Удобно ездить зимой по магазинам. При короткой остановке печку просто не глушишь и обратно садишься в теплую машину.

3. Высокая проходимость. Обусловлена достаточно большим дорожным просветом, гладким днищем, распределением нагрузки по осям.

4. Удобная посадка водителя и переднего пассажира по сравнению с "классикой".

Легенды и слухи, не нашедшие подтверждения:

1. "Машина плохо заводится в мороз". Если нормально отрегулировать зажигание, карбюратор, автомат пуска, поставить нормальные свечи и высоковольтные провода, то машина уверенно заводится без всяких доп. средств до -20. При более низких температурах - как повезет. У меня завелась при -27.

2. "Печка капризная, часто отказывает". Если соблюдать регламент обслуживания и чистить/регулировать раз в год перед началом зимы, то проблем никаких с ней нет. При чистке нужно не забывать чистить выхлопную трубу печки, прикрепленную к днищу багажника. Если эта труба забьется нагаром, то печка будет работать с малой производительностью, плохо пускаться, неустойчиво гореть, хотя все остальные узлы будут в полном порядке.

3. "Двигатель перегревается". Чистый двигатель с правильно отрегулированным зажиганием не перегревается в любую жару при движении со скоростью до 100 км/ч.

4. "Машина постоянно ломается". Если выполнять регламентые работы, лить нормальное масло и ставить качественные оригинальные запчасти, то машина не менее надежна, чем те же "Жигули". Моя, по крайней мере, ни разу не была притащена домой на буксире.

Минусы:

1. Очень маленький багажник. Более-менее комфортно на рыбалку удавалось ездить только вдвоем, т.к. заднее сиденье было завалено вещами.

2. Шумный.

3. Отопитель в штатном варианте не имеет регулировки производительности.

4. Слабый генератор. Зимой требуется минимум раз в две недели подзаряжать аккумулятор.

5. Неудобная посадка задних пассажиров.

6. Отопитель дает нормальную температуру в салоне и чистые стекла только до -15.

7. Нет вентилятора на приток воздуха в салон, отдельного от отопителя.

По современным меркам машина, конечно, безнадежно устарела. Но как вариант транспортного средства для поездок в лес, на рыбалку - очень реальный вариант и сегодня. Да и на работу/с работы на ней ездить нормально, тем более хранить можно смело под окнами, а не на стоянке, до которой еще надо добираться.

С каждым годом "Запорожцев" вижу на улицах все меньше и меньше. Но пока они есть. Для их владельцев может быть полезна сводка по техническому обслуживанию и регулировочным данным, которая была составлена мною в свое время на основании изданий ПО "АвтоЗАЗ". Скачать его можно здесь (формат Word, размер архива ZIP 15 Кб).

Описание процесса регулировки карбюратора с помощью тахометра (без использования газоанализатора) можно найти здесь, а регулировки зажигания - здесь

Для тех, кто хочет фиксировать проделанные работы, наблюдать динамику расхода топлива, пробега и т.д. может быть полезна небольшая программка "Расход топлива" (MSAccessXP, размер архива ZIP 521 Кб).

Если у читателя есть конкретные вопросы по автомобилям ЗАЗ или просто желание пообщаться на запорожские темы - пишите jm@newmail.ru.


Назад На главную страницу На другие страницы

Вы -й посетитель этого сайта.