Тверская область. 2001 год

 

К сожалению, фотоаппарат мы потеряли. Поэтому фотографий из этой поездки нет.

Поездка на неделю на озера Карелии понравилась. Появился вкус к путешествиям на автомобиле и уверенность в надежности своей "шестерки". Достаточно давно у нас шли разговоры о поездке в Тверскую область. И вот решили сделать это летом 2001 года. Участников три человека: я и мой друг с женой.

10.08.01 в 12:00 выехали из дома. Заправился на "Несте" под завязку, залил канистру. Заехал за другом с женой на другой конец города. С учетом канистры, инструмента, запчастей, палатки, спальников, котлов, личных вещей и продуктов машина оказалась забитой под завязку, даже две трети заднего сидения и пространство в ногах у пассажира спереди. "Антистатический хвост", изящно висящий обычно сантиметрах в 5 от дороги стал волочится по земле. Да, "шестера" - это далеко не "Волга". Снова проехал город из конца в конец (туда и обратно около 65 км) и по М10 (оно же "Россия", оно же Московское шоссе) взял курс на Валдай. В Ленобласти и в начале Новгородской - четырехполоска, кой-где даже с разделительной полосой. Машина, несмотря на загрузку, идет без проблем, легко держится 120, вот только населенных пунктов хватает, местами они идут подряд или через несколько сотен метров. Поэтому график движения рваный: то 100-120, то 60-70. Хотя это даже где-то и легче, можно расслабится, перекурить, поменять кассету, отхлебнуть чая. В Новгородской области лафа кончается и идет трехполоска, причем резко хуже становится покрытие. Правда есть грамотная разметка, и как таковые обгоны не напрягают, по сути, и нормальным обгоном такое движение не назвать, скорее - опережение.

В Новгородской проехав первые 250 км встаем на первый отдых. Тут я немного лопухнулся и выбрал официальную площадку для отдыха, забитую фурами. Туалет, конечно, имеется, но в кустиках не в пример приятнее. После этого заведения вопрос о местной кофейне даже не вставал, обошлись бутербродами и термосом. Второе впечатление - сфера интимного обслуживания. Паслось четверо профессионалок. Одна прям при нас нашла клиента, остальные прогуливались вокруг. Хм, есть даже очень ничего, и что они себе более престижного места не нашли?

Дальше дорога резко стала хуже - мы поехали по окружной вокруг Новгорода. Двухполоска, причем постоянно поворачивающая, часто идет сплошная осевая, приходится тащится за вереницей грузовиков. И покрытие очень посредственное. Судя по всему, строился кусок не очень давно и чего так не продумали? Дальше снова трехполоска, но с солидными кусками на ремонте, поэтому средняя скорость снова падает. Населенных пунктов хватает. Интересно наблюдать, как народ кормится с трассы. Четко понятно, где какой завод есть в окрестностях. Вот в нескольких местах подряд торгуют посудой. Уже дальше к Москве, в Тверской, встречалась мягкая игрушка и светильники. Где нет ничего, предлагают чай, кофе, выпечку. Какой-то оригинал предлагал чучела животных. В одной деревне жители нашли настоящие самовары и выставили их топящимися прямо около дороги. Еще один вид промысла тесно связан с питерской "Искрой" от "Симикона". Впервые видел, чтобы скорость мерили на трассе, где официальный потолок скорости 90 км/ч.

Область в зоне действия Северо-Западного GSM, но если в Ленобласти перекрыта вся трасса, то теперь прием идет кусками, недалеко от крупных городов: Новгород, Валдай. На дороге полный "интернационал". Если в Ленобласти практически только номера 78 и 47 регионов, то здесь к ним добавляется местный 53, что понятно, а т.ж. еще куча регионов: 69, 50, 77 и т.д. Встретился даже старый знакомый 10 - Карелия.

В районе 18 часов подъезжаем к Валдаю. Позади почти 400 км. Еще в Питере по карте нашли дорогу, идущую вдоль самого берега озера, с которой очень реально представлялось найти место для стоянки. В натуре дорога оказалась снабжена указателем: "Боровичи, 90 с чем-то там км". Асфальтовое шоссе с достаточно разбитым асфальтом, очень узкими полосам, такими, что разъезжаться на скорости с КамАЗом или "Икарусом" несколько напряженно. Первый отворот - дорога на Иверский монастырь. Второй - должен быть той дорогой, которую мы ищем. Доезжаем до Чупы - нет отворота. Возвращаемся обратно, уже внимательнее всматриваемся. Должна быть "дорога с покрытием". Ничего не находим. Едем в третий раз. Примерно по километражу находим разбитую "грунтовку для танков". Она действительно идет вдоль озера, но я категорически отказываюсь пытаться проехать по ней на "шестере". Едем дальше, еще один отворот, ведущий, судя по указателю, на какие-то базы отдыха. Пытаемся поехать по нему, дорога, хоть и грунтовая, но довольно приличная, долго вьется по лесу и выводит к воротам последней базы. Тупик. Возвращаемся обратно, обследуя все тропинки, ведущие в сторону озера. находим нормальную площадку, куда можно подъехать. Но вот от озера ее отделяет десятиметровый очень крутой спуск. Ясно, что никто из нас его штурмовать не будет. В конце концов, вода есть, ее на ночь хватит, а стемнеть уже должно скоро. Почти встаем там, но тут встречаем местных жителей, которые, очень удивляясь, смотрят на нашу карту и заявляют, что такой дороги нет и не было (топооснова карты, кстати, от Генштаба, откорректирована в 1998 г., не завидую я командиру танкового батальона, которому придется что-то делать по такой карте). Зато рядом есть дорога на лесной питомник, рядом с которой есть места для стоянки на самом берегу озера. Благодарим и едем туда. Да, места есть, но их всего три, причем два лучших уже заняты (пятница, однако). Делать нечего, уже 20.00, почти встаем на третье, у самой дороги и поросшее кустами. Тут мужик, занявший соседнее, говорит, что мы можем встать рядом с ним. Мы так понимаем, что он просто заехал искупаться и сейчас уезжает (ни палатки, ни костра, ничего, с чем ассоциируется лагерь). Решаем не действовать мужику на нервы и тихонько ждем в стороне, когда же он уедет, готовим по ходу ужин. А мужик вроде и не собирается двигаться. Темнеет, начинаю ставить палатку, разговариваюсь с мужиком. Оказывается он из Белоруссии, из Новополоцка (Земля маленькая, я работал с ребятами оттуда, даже общие знакомые нашлись), в России у него какой-то бизнес, приходится мотаться по Северо-Западу и Центру, и сейчас он ехал куда-то, а здесь остановился поспать и покупаться. Приглашаем к столу. Я приглашен спать в его "Ауди". Мои надежды на какое-то особое удобство "Ауди" не оправдались. Ну м.б. чуть удобнее, чем в родной "шестере", но не уверен, что это объективное впечатление. В 10 утра мужик будит и говорит, что ему надо ехать. У меня мысль о возможности сесть за руль после товарищеского ужина даже не возникает, нетвердой походкой удаляюсь досыпать в палатку. Там не в сравнение удобнее.

На следующий день погода хмурая, пытается накрапывать дождь. Место стоянки т.ж. не воодушевляет, какой-то "пикник у обочины" получается. Решаем поменять планы, отменить отдых на Валдае и ехать уже сегодня в Тверскую обл. В 16.00 выезжаем. По дороге заворачиваем в Иверский монастырь. Монастырь очень древний и очень известный. Он стоит на острове, который с берегом связан понтонным мостом. Сам остров достаточно большой, является какой-то особо охраняемой природной территорией, о чем предупреждает шит у въезда. До монастыря ведет хорошо накатанная грунтовка. Около стоит с десяток машин всех регионов, в основном Москва и Питер, нет только местного 53-го. Монастырь действующий, сейчас в нем живут 5 монахов и 8 послушников.

У входа вывешены правила поведения на территории монастыря. Кроме стандартных (уважать обычаи, иметь соответствующую одежду), выделяется момент с фото и видеосъемкой. Она разрешена только при наличии "Благословления" (именно так, в кавычках). Его можно приобрести в книжной лавке у входа за 10 руб. для фото и чуть дороже для видео. Так и написано - "можно приобрести". Реформы и сюда докатились. На том же щите - предложение индивидуальной экскурсии - 30 минут - 30 руб., час - 50 руб. Коммерция, однако. Правда коммерция оказалась вполне "по-русски". В лавке нам объяснили, что экскурсовода нет, пошел в баню. В лавке, кроме обычной церковной литературы и икон, предлагались фото с видом монастыря, целый прилавок серебряных и золотых крестиков ("все освящено"), сувениры и книги типа "садоводство по-христиански". Правда цены показались мне несколько завышенными. Там же висел список треб и цена за них. Не упомнил я точного названия, но что-то предлагалось на разный срок. Запомнилась последняя строчка "1000 руб. - вечно".

Пошли внутрь монастыря. Внутри смотреть особо нечего. Разваливающиеся здания, часть ремонтируется. Открыта церковь с древними фресками, но от них мало что осталось, время и грибок поработали, можно с большим трудом разобрать отдельные фрагменты. А где провели ремонт - написали заново. Несколько странно смотрятся на разваливающихся зданиях доски "памятник архитектуры. Народное достояние". Как узнали из купленной на месте брошюры, в свое время монастырь был очень большим, имел приличное хозяйство, к нему было приписано более 1000 крестьян.

Отправляемся в Тверь. Дорога стала чуть лучше - трехполоска с четкой разметкой. Интересная особенность, обгон по средней полосе разрешен только на подъемах. На выезде из области увидел пару скульптур на обочине: два медведя и еще какие-то странные животные. Хм... Ближе к концу области начали встречаться, причем часто, населенные пункты с названием на синем фоне. В Ленобласти я таких что-то и не припомню. У нас хоть пятьдесят метров и пара домов, но фон обязательно белый. В Тверской области дорога стала чуть лучше, но т.ж. не идеал, а ближе к Твери хватало длиннющих участков ремонта с ограничением "40". Что порадовало: и в Тверской и в Новгородской области почти не забывают ставить после таких участков "отбойные" знаки. А то в Ленобласти часто едешь километров 20 с формальным ограничением "40", хотя весь участок работ не более километра. Второе замечание о знаках в Тверской области, и не только на М10. Часто стоят знаки "Примыкание второстепенной дороги", даже при примыкании откровенной грунтовки, что в Ленобласти достаточно большая редкость. Зато прошла цепочка НП, где знаки с названием свиснули предприимчивые граждане. Тогда на рогатинах висит сиротливо "60". Но отбойный знак в таких случаях отсутствует. Интересно, местные гаишники пользуются этим? На дороге стали преобладать, как и положено, машины 69 региона.

В девятом часу вечера въезжаем в Тверь. Самая короткая дорога к нужному нам выезду - по Ленинградскому шоссе. Но оно закрыто, о чем висит куча объявлений на подъездах. Действительно, закрыто, знаки висят, но ремонт вроде уже сделан. Не желая связываться с тверским ГИБДД, попытался найти дорогу в объезд, свернул на первую же параллельную улицу. И попал в другой мир. Узенькая дорожка, заборы, частные дома. Между ними не то тропинки, не то дорожки, ведущие на Ленинградское шоссе. Чуть в вдалеке - район индивидуальной застройки "новых тверчан". Очень даже ничего коттеджики. Решаю, что должна быть прореха в знаках, сворачиваю на боковую улочку, беспрепятственно выезжаю на Ленинградку, правда, в противоположном нужному направлении, на ближайшем перекрестке разворачиваюсь и совершенно легально качусь по закрытому куску. Я совсем не одинок на улице, но остальные, кажется, просто поехали "под знак". Хотя, проехав по городу всего километров 5, наткнулся на гаишников, стоявших на перекрестке около моста через Волгу. Наверное, следили за соблюдением правил всеми 10 городскими машинами. Попутно решается вопрос "поесть". После осмотра одной "Закусочной", была попытка расспросить местных жителей, где можно нормально поужинать. Было порекомендована чебуречная ("Там даже стриптиз есть" - было с гордостью отвечено проводившей опрос общественного мнения жене друга) и ресторан. На встречную просьбу: "А чего попроще" - удивленный ответ - "Так купите в магазине хлеба, колбасы..." Мда. В конце концов, выяснили, что в парке на берегу Волги стоят летние павильоны и там что-то можно найти. Большинство оказалось чисто пивными, но нашлось несколько, где предлагали шашлык. Впечатление от "шашлыка": не умеют в Твери собак готовить. Шашлык достаточно дешевый, конечно, но совсем несъедобный. Его мы переваривали весь оставшийся вечер, к счастью, без последствий.

В десятом часу берем курс в глубинку. Сначала едем по весьма приличной трассе, у которой есть даже индекс Р..., а потом предстоит свернуть на другую "дорогу с покрытием". На трассе без проблем можно держать 100-120: достаточно прямая двухполоска с нормальными по ширине полосами, приличным покрытием и разметкой. В сумерках удивили машины аборигенов. Уже темно вполне, а навстречу мчится летучий голландец без единого огня. Когда стемнело совсем - новая проблема. Не любят местные дальний вырубать. Вспомнилась Мурманка. Там абсолютно четко при встречном разъезде видишь, как машины еще за очень далеко переключаются на ближний. Да и вообще в области на трассах принято у нас это. Другой вопрос, что ближний м.б. отрегулирован так, что слепит не хуже дальнего, но хоть какое-то движение хвостом люди делают. А тут... И при обгонах т.ж. нет отработанной схемы переключения, так и может иной водила сзади тебя продолжать с дальним ехать. Опять же добрым словом вспоминаются трассы родной области. Сто километров трассы прошел без проблем, только в самом конце опять встретился участок реконструкции (опять кусок полотна необъятной ширины, нафиг оно на двухполосной дороге?) и пришлось тащиться с ближним светом за весьма шустрым местным КамАЗом со строительства, знающим все особенности "национального ремонта". В Моркиных горах с трудом нашли в темноте поворот на дорогу местного значения. Указателя не было.

По первым метрам решил, что остаток ночи проведем в первой же грязи, но продолжение дороги оказалось вполне приличным, даже с асфальтом, первые же метры были просто наношенной с какого-то строительства грязью. Разметки на дороге, конечно же, не было, решил особо не гнать. И оказался прав. Еще на приличном куске встретились: два КамАЗа без огней, стоящие, к счастью, слева, "буханка", ехавшая под знак "Уступи дорогу" и совершенно его игнорировавшая. Дальше пошел грейдер. Т.ж. вполне ничего, только встречались куски асфальта двадцатилетней давности. Лучше бы они не встречались. Несмотря на позднее время и кромешную темноту, на дороге попадались голосующие стайки подростков. Оказалось, они по ночам ходят за черт знает сколько километров на дискотеку. Доехав до места, долго искали ответвление на Деревню.

Олег был в тех местах последний раз 20 лет назад, с тех пор все поменялось, да еще темно уже было. Нашли какую-то основательно поросшую травой дорогу, выехали к домам. Ребята пошли на разведку, а я размышлял, удастся ли загнать машину к дому, есть ли около него ворота и достаточная площадка, учитывая, что у хозяев машины нет. Зря я об этом думал. Все оказалось проще. Пришли мои с разведки и указали на то, что я назвал "тропинка" - туда. Ехал, пока мог. Дальше пошла совсем уж заросшая высокой травой тропинка, не рискнул я по ней ехать. А до дома оставалось метров пятьдесят...

Днем посмотрел всю деревню. Деревенька небольшая, домов 20. Круглый год живут в 3-х домах. Часть домов пустует и потихоньку разваливается, в некоторые приезжают на лето из городов. Пусто, тихо, первых жителей я увидел только на третий день... Дорога есть только к половине домов. Электричество имеется. Но магазина нет, автолавка по графику приезжает в соседнюю деревню. Нормальный магазин в четырех километрах. Но и там завоз хлеба - по графику, кто не успел, тот опоздал. Провели в Деревне три дня. Посмотрели речку, где "рыбу руками можно ловить". Да, двадцать лет назад, наверное, можно. А сейчас она порядком обмелела и заросла. По большей части можно пройти в обычных рабочих резиновых сапогах. Рыба кой-где стоит, но мелкая, такую ловить можно разве что из экзотического интереса "руками". Грибы и ягоды в лесу есть. Я еще не видел таких больших белых и красных. А сыроежек - просто море. Причем все говорят, что погода сухая стояла, и грибов почти нет. А что же будет, когда они есть? Но сам лес весьма трудно проходим: развитой подлесок и неряшливые вырубки. С погодой нам не очень повезло: с утра дождь, к середине дня разъяснивает, но достаточно прохладно. Для леса - самое то, а для речки - холодновато.

15.08.01 в час дня выехали в обратный путь, решив заглянуть по дороге на Селигер. Через Тверь по М10 едем до Торжка. В Торжке, нормально поплутав (нет в городе указателей "На Осташков", а улицы весьма причудливо извиваются, вдобавок много участков с односторонним движением), по А111 - на Осташков. А111 - вполне приличная дорога. Нормальный асфальт, разметка, много свежих участков. Вот только знаки после ремонта там убирать не любят. Я насчитал три "ремонтных" участка, где стоят знаки "40", но сам ремонт давно уже прошел. Около полвосьмого вечера подъезжаем к Осташкову. Т.ж. небольшой городок с узкими улицами и популярным ограничением "40". Правда, в отличие от Торжка, больше чувствуется привычная питерская "прямоугольная" сетка улиц. Указателей направлений нет. Кое-как ориентируемся по двухкилометровке и выезжаем на дорогу, идущую вдоль берега озера на запад. Увы, порядком проехав, убеждаемся, что стоянку там хорошую не найти. Вспоминаем, что еще на подъезде к городу сквозь сосновый лес (я еще удивился. что лес-то типично карельский) виднелось озеро. Возвращаемся туда и с второй попытки находим дорогу, ведущую прямо на берег. Судя по всему, место для отдыха весьма популярное. Хотя и середина недели, стоит много палаток. Но времени уже почти десять вечера, темнеет, поэтому искать дальше нет возможности, выбираем одну из стоянок и разбиваем лагерь. Часть озера где мы встали, называется Селижерским плесом (по карте весь Селигер состоит из плесов). Место, где мы были, представляет собой полуостров, поросший сосновым лесом практически без подлеска. В таком лесу комфортно гулять в тапочках и шортах. Несмотря на обилие народа в лесу море сыроежек. Встречаются и приличные грибы. Берег песчаный, глубина озера нарастает достаточно плавно. Самое то для купания. Все было бы отлично, но места стоянок располагаются буквально через двадцать-тридцать метров. И как всякое посещаемое место, лес вокруг завален мусором. Не знаю уж чья это инициатива, но решены два вопроса: туалет и дрова. В лесу выкопана яма, а над ней поставлена тесная и хлипкая будка без крыши. Неподалеку свалены обрезки досок и реек. Решение очень верное. Иначе сами понимаете, во что превратилась бы местность в конце первого же сезона.

Рядом с нами стояли две компании, как оказалось обе - из Москвы. Одни приехали на машине, а другие - чуть ли не автостопом. Часто заезжали местные искупаться, а в пятницу на выходные повалил народ из Москвы. Питерцев на самом озере не видел, но в поселке машину из 78 региона заметил. Стояли мы там два дня. Наконец-то впервые в этом году удалось нормально позагорать и покупаться. Для полного удовольствия еще бы и рыбалку, но увы. Олег за все время поймал двух нормальных подлещиков и несколько штук мелочевки. Как понял, для нормальной ловли нужна лодка, а я в этот раз ее не брал. Да и червей накопать там не очень просто. Поэтому ловить и не пробовал.

В субботу 18.08.01 с утра собрались и в два дня выехали домой. Обратный маршрут был тот же, что и туда: по А111 до Торжка, а потом на Питер по М10. В начале дороги попали под сильный ливень. Тут сказалась хреновость дороги, не видная в сухую погоду: мгновенно появились лужи, и пришлось сильно сбавить скорость. На скорости моя БИ391 оказалась очень склонна к аквапланированию. К счастью дождь был недолгим и локальным, но тем не менее сильно задержал нас - до Торжка ехали два часа. В Торжке небольшая остановка на "магазин и отдых", а затем бросок на Питер. Очень хотелось доехать засветло, поэтому шел почти без остановок, только на "кустики". Опять подивился обилию "серых друзей" в Новгородской области. Раз чуть не попался сам в НП, тормознули впереди идущую машину, а у меня скорость была не меньше ее - около 80.

По пути появилось решение заехать к другу в деревню, свидится после отпусков и попариться в бане. Это километрах в 50 от Московского шоссе, т.е. по времени т.ж., что и путь до города, даже чуть ближе. В воскресенье - домой, в Питер. Тут уже ничего интересного, обкатанная дорога. Завез посылку из деревни в Купчино, Олега с женой на Гражданку, потом уже к себе домой. Приехал в 21.25.

Общее впечатление: из всей поездки - в сумме получилось только два дня приятного отдыха. И вообще, в Карелии лучше.

Автомобильные итоги. Проехано 1820 км, за рулем проведено 25 часов. Средний дневной пробег - 377 км. Средняя скорость - 74 км/ч. В принципе такой режим не напрягает. Действительно устал только на предпоследнем отрезке от Осташкова до Питера. Перегон в 599 км со средней скоростью 96 км/ч - это не совсем комфортно. Расход топлива около 8.5 л/100 км. С маслом хуже - за поездку я его долил 3.5 литра. В машине за все время, начиная с карельской поездки, делалось две вещи: заменен предохранитель левого дальнего света и присобачен лопнувший хомут, крепящий глушитель к КПП. Что еще точно надо сделать - поменять сальник левой полуоси и долить масло в редуктор. Для машины 1980 года выпуска - очень неплохо.


Назад На главную страницу На другие страницы

Вы -й посетитель этого сайта.